Александр Чебаненко, эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем UIF, считает проект легализации азартных игр в Украине неудачным. На бизнес-ланче в Киеве прошедшем 15 января он подробно объяснил свою позицию. По мнению эксперта есть ряд причин, по которым проект легализации, предложенный к рассмотрению парламента, не должен быть допущен к реализации.
- Не предусмотрено жесткое регулирование рекламы гемблинга, особенно в сети Интернет.
- Присутствуют признаки «продукта лоббирования» беттинговых компаний и онлайн-казино.
- С введением проекта закон о регулировании лотерей перестанет действовать, а альтернатива ему не предложена. Вероятно, что лотереи будут вынесены за пределы азартного бизнеса и принятый законопроект не будет иметь к ним отношения.
- Условия работы на игорном рынке нельзя назвать прозрачными, а значит иностранные инвесторы не будут спешить вкладывать в него деньги.
- Проект предусматривает отдельный регулятор, который отчасти заимствует функции Министерства финансов.
- Срок создания системы онлайн-мониторинга слишком большой, а значит азартный рынок на длительное время останется бесконтрольным.
- Не продумана схема борьбы с лудоманией и «отмыванием» денег.
Нужно брать пример с Европы
Чебаненко считает: если Украина заинтересована в создании сильного перспективного рынка азартных игр — ей нужно привлечь отечественных и европейских экспертов и написать новый законопроект. В своем текущем состоянии он даст преимущество только тем компаниям, которые работают в сети Интернет: онлайн-казино и букмекерским конторам.
Минфин в течение 2006-2009 годов не проверил и 15% работающего в то время рынка. Для того чтобы создать полноценный регулирующий орган необходимы немалые вложения и время, не менее года. А если говорить о системе онлайн-мониторинга, то еще больше времени. Законопроект все это предусмотрел и оставил 2,5 года времени на разработку системы, из них только шесть месяцев уйдет на подключение операторов.
Но возникает резонный вопрос по поводу того, каким образом рынок азартных игр будет регулироваться все эти 2,5 года. Чебаненко на этот вопрос привел пример с Грузией. Там игорная индустрия внедрялась в правовое поле аналогичным способом. И отсутствие нормального регулирования на старте привело к тому, что государство так и не смогло наладить эффективную регулируемую отрасль.
Эксперт призывает властей не допускать ошибку и не принимать законопроект в том виде в каком он представлен сейчас. В противном случае Украина рискует создать нерегулируемый рынок азартных игр. В качестве примера стран с эффективной игорной индустрией Александр привел Бельгию, Великобританию, Эстонию. Но даже там онлайн-гемблинг остается вне контроля.
К слову, Украинский институт будущего предлагал свою помощь в написании закона, который учел бы положительный опыт государств с легализованной азартной индустрией, но нардепы решили пойти другим путем.